Америка - шестидесятые годы
В шестидесятые годы американские автомобили отличаются значительным стилистическим разнобоем, так что выделить какие-либо характерные особенности их стиля затруднительно. Одно можно сказать точно: по сравнению с пятидесятыми их стиль резко упростился. Если можно так выразиться, на смену автомобильному барокко пришел автомобильный ампир. Можно проиллюстрировать это на примере Chevrolet Impala:
Еще одной характерной особенностью этого десятилетия было усиленное внимание производителей к компактным автомобилям: компактные модели почти одновременно появились в модельном ряду почти всех марок. Это и Ford Falcon (с 1960 г.), и Mercury Comet (1960), заднемоторный Chevrolet Corvair (1960), Chevy II (1962), Buick Special (1961), Dodge Lancer (1961) и другие.
1960 Ford Falcon
960 Chevrolet Corvair
1962 Chevy II Nova
1962 Mercury Comet
1962 Plymouth Valiant
стати, про Chevrolet Nova рассказывают забавный анекдот, якобы когда эту машину начали продвигать на латиноамериканские рынки, выяснилось, что по-испански "no va" означает "не ездит" Пришлось срочно подыскивать другое название... Хотя по другим сведениям, это всего лишь так называемая "городская легенда".
Что касается разных технических прибамбасов, то американские машины уже в 50-е годы отличались таким набором опций, который сейчас не встретишь на каждой европейской и тем более российской машине. А в 60-е появлялись и такие, о которых мы слыхом не слыхивали. Например, у вот этого "Меркюри" заднее стекло с обратным наклоном могло опускаться - для лучшей вентиляции салона. Такая опция называлась breezeway.
1964 Mercury Monterey Breezeway
Еще одним новым классом машин, появившимся в 60-е годы, стали так называемые "pony cars", т.е. машины-пони. Это были сравнительно недорогие машины спортивного облика, рассчитанные на молодежь, которая не могла себе позволить покупать такие навороченные тачки, как Chevrolet Corvette или Ford Thunderbird. Первым из pony cars стал прославленный Ford Mustang, откуда и появилось их название. Потом к нему присоединились такие модели, как Plymouth Barracuda, Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Mustang благополучно дожил до сего дня, а его конкуренты почили в бозе, правда, некоторые - совсем недавно (хотя где-то на 2010 год намечен выпуск нового Chevrolet Camaro, если, конечно, General Motors доживет до этого времени - примечание конца 2008 г.).
1964 Ford Mustang
1965 Plymouth Barracuda
1967 Chevrolet Camaro
1967 Pontiac Firebird
Параллельно с появлением pony cars проявилась общая тенденция к распаду модельных рядов на консервативные, солидные седаны и машины отчетливо выраженного спортивного типа. Одновременно продолжалась гонка мощностей, которая привела к тому, что вторая половина 60-х - начало 70-х стала в Америке эпохой muscle cars - "мускулистых машин", отличавшихся совершенно запредельной мощностью. Первым из muscle cars считается вот этот внешне сравнительно скромный Pontiac GTO 1964 года:
1964 Pontiac GTO
Увы, огорчу любителей коммунистической символики - к значку "Готов к труду и обороне" его название не имеет никакого отношения, а является сокращением от слов Gran Tourismo Omologato - так называется стиль навороченных мощных машин вроде "Феррари", конкретно - Ferrari 250 GTO. Под "омологацией" имеется в виду выпуск небольшой партии машин для того, чтобы они могли участвовать в таких гонках, на которые допускаются только "серийные" модели. Разумеется, "Понтиак" присвоил себе эту аббревиатуру исключительно из-за ее звучности.
К концу 60-х muscle cars имелись практически в каждом модельном ряду и отличались характерной внешностью с кузовом типа fastback - практически двухобъемным, с пологой задней стенкой. К разряду muscle cars относятся такие машины, как Chevrolet Chevelle SS, Buick Gran Sport, Oldsmobile 442, Plymouth Roadrunner, Dodge Super Bee, Mercury Cyclone и многие другие.
1970 Buick Gran Sport
1969 Mercury Cyclone
1970 Dodge Super Bee
Одновременно в автомобильной моде снова явственно начала ощущаться гламурность 50-х; на смену простеньким машинам начала 60-х пришли огромные мастодонты все более причудливых очертаний. Апофеозом этой тенденции мне представляется "Понтиак" 1967 года серии "Бонневиль / Каталина" - причудливая машина с абсолютно неповторимым дизайном передка:
1967 Pontiac Catalina
Впрочем, дизайнеры пошли другим путем. Новый стиль предполагал наличие изрядной дозы "гробообразности". Конечно, сказано с перебором, но тем не менее американские автомобили все более превращались в коробки на колесах, вроде вот этого "Крайслера" прямоугольных очертаний - в своем роде очень даже стильной машины:
1968 Chrysler 300 Convertible
У этой машины заметны еще две характерные черты. Во-первых, это боковины, далеко выступающие за пределы собственно кузова. Такие же боковины хорошо заметны на этом "Крайслере" 1966 года при виде спереди и сзади:
1966 Chrysler 300 Convertible
Во-вторых, это убирающиеся фары, ставшие фактически стандартом на роскошных американских машинах той эпохи. Они очень хитро прятались за фальшивой решеткой радиатора, как видно по этому "Форду-ЛТД":
1969 Ford LTD
Передние выступы боковин начали активно использоваться для того, чтобы размещать на них габаритные огни, а также так называемые cornering lights, которые автоматически включались при повороте, тем самым отчасти помогая видеть водителю, куда он поворачивает. Cornering lighs стали характерным признаком американских машин в следующем десятилетии. На этом "Империале" габаритные огни можно принять за фары автомобиля:
1969 Imperial LeBaron